Информатика сравнительно молодая и стремительно развивающаяся наука. Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений о предмете этой науки, сложившихся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.
Термин "информатика" возник в середине 60-х годов как гибрид двух слов "информация" и "автоматика" для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур - кибернетику, теорию информации, документалистику и т.д. Пришло осознание того, что информатика - это не прикладная наука об "около компьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы.
Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.
В конце XX века информатика получила прописку в школе как отдельный учебный предмет. Сегодня информатика – один из центральных компонентов общего образования человека наряду с русским языком, с математикой и другими курсами. Это стержень современного образования во многих отношениях, прежде всего, с точки зрения формирования современного научного представления о мире, в котором уже невозможно жить без понимания роли и места информационных процессов.
Осознание глобальных процессов, происходящих в современном обществе, позволяет утверждать, что современному человеку современного общества нужно знать основы информатики.
· Как известно, наша страна из индустриальной эпохи переходит в постиндустриальную. Если в индустриальную эпоху основными инфраструктурами были энергетические системы, а основным ресурсом развития человека - энергия, то в постиндустриальную эпоху основными инфраструктурами становятся сети коммуникации, а основным ресурсом - информация. Отсюда ясно, что одним из ресурсов развития молодого человека является возможность этой информацией пользоваться.
· Образование является важной частью жизни каждого человека. И если раньше полученного образования хватало на всю жизнь, то сейчас классическое образование работать перестает. Социологи выяснили, что знания человечества удваивались в 15-16 веке каждые 1000 лет, в 19 веке - в 100 лет, сегодня в 20 лет, а в 2030 году – будут удваиваться каждые 2 года. Поэтому, возрастает потребность в знаниях о получении, переработке и хранении информации.
· Еще несколько лет назад, ответственность за каждого человека несло на себе государство, в обществе существовало много гарантий, то при переходе к демократическому обществу ответственность за благополучие человека ложится на самого человека. А значит, умение и способность человека занять в жизни активную позицию является главной составляющей его благополучия.
· Создана мировая сеть – Интернет. Возможность участия в российских и международных проектах расширяет границы человека и местом его жизни становится не определенный город, поселок или село, а целый мир.
Школа это место в обществе, специально созданное для того, чтобы подготовить подрастающее поколение к жизни. Изучение информатики является одной из основных составляющих подготовки ребенка к полноценной жизни в современном обществе.
Изучение информатики имеет большое значение для развития мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также формированию нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Такой стиль мышления необходим в работе любого управленца.
В процессе изучения информатики учащиеся овладевают такими современными методами научного познания как формализация, моделирование, компьютерный эксперимент и т.д. Информатика привносит в учебный процесс новые виды учебной деятельности, многие умения и навыки, формируемые при ее изучении, носят в современных условиях общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Обучение информатике способствует развитию у учащихся навыков устной речи, работы с книгой, эффективного использования справочной информации.
Исключительно велика роль информатики, информационных технологий в подготовке подрастающего поколения к труду, продолжению образования, профессиональной деятельности, профессиональному самоопределению молодежи.
Анализ влияния информатики на соотношение различных видов деятельности в общей структуре профессиональной деятельности в основных отраслях производства, науки, транспорта, связи и т.д., позволяет отметить, что информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему не пришлось работать в будущем.
Одной из ведущих тенденций развития образования в настоящее время является переход к системе непрерывного образования. Непрерывное образование предполагает увеличение продолжительности и значимости этапов самообразования в общей системе образования человека. В условиях развития самообразования неизбежно возрастает роль средств обучения в технологиях обучения, особое значение приобретают средства информационных и телекоммуникационных технологий обучения, овладение которыми является одной из основных задач изучения информатики в школе.
Информатика дает явно необходимые знания для выживания человека в современном мире. Например, умение программировать домашнюю бытовую технику: видеомагнитофон (составление списка записываемых телепередач), магнитофон (составление списка записываемых дорожек аудио-CD), сотовый телефон (запоминание номеров, установка параметров, управление роумингом, управление голосовой почтой), часы и таймеры в любом бытовом приборе (выставление и корректировка времени), микроволновые печи, кофеварки, хлебопечки, телевизоры, наконец, компьютеры... Может ли человек, не прошедший никакого курса информатики в школе, разобраться с набором современных домашних помощников? Это очень трудный вопрос. На него нельзя ответить однозначно. Известно, что люди старшего поколения сталкиваются с определенными трудностями при проведении даже элементарных действий по программированию современной домашней техники. Конечно, проще всего это объяснить старческим маразмом или отсутствием современной техники в домах "пожилых родителей". Но это не так - когда вокруг все техническое окружение становится программируемым, нужно учиться программированию! Без умения программировать разнообразные устройства человеку сегодня жить трудно, а завтра будет просто невозможно.
При решении любой сложной жизненной задачи можно выделить этапы постановки задачи, решения задачи и реализации решения. Очень часто эти этапы выполняют разные люди: самый умный (стратег) ставит задачу, неглупый (тактик) решает задачу, самый глупый (рядовой) исполняет принятое решение.
В современном обществе человек очень часто в одиночку сталкивается не с проблемой решения задачи, а с проблемой выделения задачи из окружающей среды. Чтобы задачу решать, надо знать о ее существовании!
Информатика учит просто постановке задач, а не задач по математике, физике или рисованию. Поэтому выпускники полного курса информатики смогут занять в этой жизни стратегические позиции, а не быть в этой жизни рядовыми.
Конечно, прохождение курса информатики не является вопросом жизни и смерти для сегодняшних детей - будущих взрослых. Общество никому не даст умереть с голоду, и не обученный премудростям информатики человек вполне в состоянии оказывать платные услуги другим людям. Собака, например, не учит информатику, однако это не мешает ей жить с людьми.
Далее остановлюсь на том, какое место занимает информатика в учебном процессе нашей школы и какова роль этого предмета в жизни моих учеников, учащихся и выпускников Хотимль-Кузменковской школы. Я преподаю информатику с 1998 года и на себе испытала изменение взглядов на предмет, цели и задачи изучения информатики.
Сегодня в нашей школе созданы все условия для успешного изучения информатики. Компьютерный класс оборудован современной компьютерной техникой, имеется мультимедийный проектор, интерактивная доска, почти три года мы пользуемся ресурсами сети Интернет. Изучают информатику учащиеся 5-11 классов по 1 уроку в неделю. Структура обучения информатике включает три этапа.
Первый этап (V - VI классы) – пропедевтический, введен в этом году. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д.
Второй этап (VII - IX классы) - базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.
Третий этап (X - XI классы) - продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников. Поскольку учащимися нашей школы выбран универсальный профиль, то они продолжают изучать информатику на базовом уровне.
Каждый этап обучения сочетает в себе три основных направления информатики, отражающих важнейшие аспекты ее общеобразовательной значимости: мировоззренческий, пользовательский и алгоритмический.
Наблюдается различный уровень заинтересованности учащихся на разных этапах обучения. Школьники 5-6 классов проявляют большой интерес к изучению предмета, с удовольствием выполняют и теоретические, и практические задания на развитие навыков работы с информацией вообще и при помощи компьютера. Очень нравятся ребятам логические задачи. На дальнейших этапах интерес к информатике постепенно снижается. Думаю, что это связано с общим уровнем развития наших учеников. Кроме того, возрастает уровень сложности изучаемых вопросов. Особую трудность испытывают ребята при изучении программирования и алгоритмизации, моделирования и формализации.
В основном уроки информатики имеют теоретическую и практическую части. Интерес учащихся к информатике прежде всего связан с применением компьютера, причем у многих из них компьютер ассоциируется только с компьютерными играми. На уроках я стараюсь показать ребятам, что в современном мире важную роль играет информация, а компьютер – это устройство, машина для работы с информацией. Компьютер очень умная машина, но все-таки машина, управляет компьютером человек, только ему под силу программировать свою работу и работу технических устройств. Компьютер работает по заданной программе, и, если что-то не получается, то значит, ты не разобрался в данном алгоритме работы. Для успешной работы на компьютере нужно много знать. Как минимум, нужно хорошо читать и грамотно писать. Если навык чтения сформирован недостаточно, то трудно ориентироваться в командах меню, с помощью которых мы управляем компьютером. И если в строку поиска напишешь слова с ошибками, то поисковая система не сможет выполнить запрос.
В настоящее время у многих учеников имеются дома компьютеры, но как показывает практика, они используют компьютер в основном для развлечений, хотя в этом тоже есть определенная польза. Изредка они готовят доклады, рефераты, дополнительную информацию к уроку. Я стараюсь работать с этими ребятами индивидуально, даю им отдельные задания. Учащиеся 5 класса Лагутина А., Михалева А., 6 класса Черных М. и Ларькина О., 7 класса Петрунин Е. повторяют дома выполнение практических, закрепляют полученные на уроке приемы работы.
При изучении различных вопросов информатики учащиеся используют знания из других предметов. При выполнении домашних заданий им приходится обращаться не только к учебнику информатики, но и к учебникам русского языка, физики, химии, биологии и т. д., справочникам, энциклопедиям, ресурсам Интернет. Знания же информатики помогают учащимся в изучении всех предметов, например при подготовке докладов, рефератов. Хочу отметить, что успехи в изучении информатики проявляют те ребята, которые хорошо занимаются и по другим предметам. Это Ларькина Е., Парамонова И., Твердохлебова К., Штанова И. – 11 кл., Бурлакова Е. и Купаев А. – 8 кл., Ларькина О. и Черных М. – 6 кл., Лагутина А., Царева Н. и Михалева А. – 5 кл.
В своей работе я уделяю большое внимание работе с учебником, стараюсь научить ребят систематизировать, структурировать и классифицировать информацию. С этой целью даю задание составить таблицу по определенной теме. Такие задания не вызывают трудности, если дается макет таблицы, но если требуется самим выделить свойства и признаки описываемых объектов, то это для ребят очень сложно. Чтобы учащиеся обязательно знакомились с материалом учебника, я предлагаю им выполнять задания письменно: ответить на вопросы, составить конспект и т. д.
Трудно переоценить значение информатики в жизни наших выпускников при дальнейшем обучении. Какую бы профессию они не выбрали, в учебном плане есть информатика. Выпускники нашей школы показывают хороший уровень пользователя компьютерной техники, умеют работать с носителями информации, прикладными программами общего назначения, успешно осваивают специальные программные продукты. Конечно, это в первую очередь касается тех, кто хотел учиться на уроках и во внеурочное время, на занятиях кружка, факультатива. Среди таких ребят могу назвать Жиляеву А., Тололо А., Цареву О., Прошину Е., Старосек А., Астахова А, Макееву Д., Шеверяева Р., Веникову А., Алексашину Е., Иваничеву Е. Отдельные выпускники решили получить профессию, связанную с программированием, это Жиляев Антон и Ерохин С. В институте им пришлось изучать информатику с нуля, но они отмечают, что знания, полученные в школе им пригодились.