О том, как подготовиться к экзамену по информатике и получить наивысший балл, рассказала Анастасия Родигина, студентка 1 курса факультета компьютерных наук Высшей школы экономики.
Начать заранее
Почему стоит начать готовиться заранее? Во-первых, если заниматься достаточно долго, весь материал будет лучше укладываться в голове. Вряд ли от волнения на самом ЕГЭ все забудется: долгосрочная память гораздо надежнее краткосрочной. Во-вторых, само осознание того, что ты начал учить предмет давно, спасет тысячи нервных клеток, а они еще понадобятся, ведь гораздо волнительнее может оказаться не экзамен, а ожидание результатов. В-третьих, ЕГЭ проверяет не столько сами знания, сколько уровень подготовки и умение справляться со стрессом, а это требует определенного времени. Как показывает мой опыт и опыт моих друзей, ты можешь быть очень талантливым, например, в физике, но из-за незнания того, как надо оформлять задачи части 2, вместо желаемых 90+ получить 70+. Это несправедливо, но это действительно так.

Подготовка к экзамену
Я начала готовиться к экзамену за полгода до него. Необходимые знания у меня уже были, оставалось лишь научиться с ними работать именно в формате ЕГЭ. Очень важно сказать, что мне невероятно повезло со школьным преподавателем по информатике. Он состоял в комиссии по ЕГЭ, знал структуру экзамена, готовил к нему поэтапно и очень результативно.

Если во время подготовки у вас вдруг создается ощущение, что все-таки нужен репетитор, то позаботиться о его поиске лучше заранее. Очень хорошо, если он будет, как и мой учитель, состоять в комиссии по ЕГЭ и ориентироваться в формате экзамена. Но, в любом случае, полагаться только на учителя или репетитора нельзя. Очень важно еще и готовиться самому.

Чем я пользовалась во время самоподготовки:

Сборники вариантов ЕГЭ. Старайтесь выбирать сборники ФИПИ под редакцией одного из составителей ЕГЭ (их фамилии можно узнать на официальном сайте ФИПИ). У меня все сборники были из издательства «Национальное образование», они оказались очень хорошими. В конце обычно даны ответы, решения типовых задач части 2 из вариантов, критерии оценки.
«РешуЕГЭ». Отличный сайт для подготовки. Некоторые тестовые задания труднее, чем на экзамене, но часть 2 совпадает по сложности и очень хорошо объясняется.
«Фоксфорд». Я смотрела бесплатные видео «Фоксфорда» на YouTube, а еще скачала их приложение на планшет. Его удобно использовать в качестве учебника, материал изложен очень понятно.
«Сайт Полякова». Полезный ресурс о ЕГЭ по информатике, но не очень удобный. Задания собраны по темам.
YouTube. Многие школьники и преподаватели снимают полезные видео про ЕГЭ и выкладывают их в Сеть. Когда я сталкивалась с очень сложными задачами, меня не раз спасали такие видео.
«ВКонтакте». Здесь много тематических групп по ЕГЭ, они тоже бывают очень-очень полезными.
Ожидания и пробники
Первая часть ЕГЭ и задания с открытым ответом мне казались достаточно простыми, а вот во второй части все было не таким тривиальным. Последние задания на логические высказывания меня пугали больше всего. Во время подготовки мне встречались такие задачи, которые можно было и за час не решить, а время на ЕГЭ — это очень ограниченный ресурс.

«Пробники» я писала обычно в районе 90+ баллов. Конечно, мне хотелось получить наилучший результат, но если бы я набрала 95 баллов и выше, то обрадовалась бы в любом случае. Удивительно то, что сам экзамен у меня вышел гораздо лучше, чем «пробники».

Время ЕГЭ
Увидев свой вариант на экзамене, я первым делом посмотрела на задания № 18 и № 23 (те самые логические высказывания), выдохнула и принялась решать. Эти задания оказались не такими сложными, как я ожидала, и это придало мне уверенности в себе.

Труднее всего было справиться с волнением. Еще я очень сильно сомневалась в каждом выполненном задании, поэтому все пересчитывала, каждый ответ, а ведь нужно было еще следить за временем. Из класса я вышла с мыслью, что сделала все, что могла, и наконец-то все это закончилось. Делать какие-то предположения о результатах у меня уже не было сил.

Результат. Как в кино
Результат я узнала, когда сидела на очередном бале медалистов. На самом деле это было как в каком-то фильме-мюзикле. Концерт уже подходил к концу, а я все обновляла и обновляла страницу с результатами ЕГЭ в телефоне. Тут я заметила, что результаты все-таки появились. Конечно, сами баллы смотреть было страшновато, но спустя секунд двадцать, зажмурив глаза перед тем, как открыть страницу, я это сделала. И вот я вижу заветную трехзначную цифру, начинаю радоваться, и тут же звучит последняя песня, и с потолка падают конфетти, осыпая весь зал. Потом всю дорогу я отряхивалась от блестящих бумажек, но это было уже не важно, ведь в тот момент я была очень-очень довольна.

Выбор вуза
Документы я подавала в ИТМО, СПбГУ, МГТУ им. Баумана, НГУ и НИУ ВШЭ. По конкурсу прошла везде, все-таки баллы у меня были достаточно хорошие. Я выбрала программирование, поскольку это самая динамичная и быстро развивающаяся отрасль. «Вышка» тоже оказалась близка мне своей динамичностью и стремлением к развитию.

Я думаю, не стоит смущаться, что это Высшая школа экономики, а не программирования, и что это не технический вуз. Моя бабушка даже спросила: «А это вообще университет?». Так вот, по отзывам, по программе и по преподавателям я поняла, что здесь факультет компьютерных наук — один из самых сильных в стране. И это несмотря на то, что основан он был совсем недавно. Признаться честно, пример матфака «Вышки», который за очень короткий срок стал лучшим в России, в меня вселил определенную уверенность. Конечно, я пошла на определенный риск, можно было поступить и в более традиционное учебное заведение. Но о своем выборе я ни разу не пожалела.